Парад Победы 2025 и Глобальный юг

Парад Победы в этом году примечателен по многим причинам, но мало кто обратил внимание на явное смещение акцентов, связанное с широкой представленностью на сегодняшнем праздновании лидеров Глобального юга: в частности, на высшем уровне представлены Китай, Бразилия, Казахстан, Вьетнам, Египет, Эфиопия; от Индии, ЮАР и Индонезии приехали министры обороны.

Сейчас это уже успело забыться, но в 2005г в списке участников вообще-то были лидеры США, Германии, Франции, Италии и Японии. В 2015г западные лидеры в основном бойкотировали мероприятие. Но и список лидеров незападных стран выглядел скромнее, чем сегодня, – в частности, отсутствовала входящая в БРИКС Бразилия, важная ещё и как единственная страна Южной Америки, принимавшая активное участие во Второй мировой войне на стороне антигитлеровской коалиции.

Можно сказать, что нынешний дрейф стал вынужденным, и отчасти, вероятно, это окажется верным. Но какими бы ни были причины произошедших изменений, можно уверенно констатировать, что Парад-2025 стал по-своему знаковым событием и превратился в значимый внешнеполитический фактор.

По сути, сейчас уже можно говорить о постепенной трансформации 9 мая в объединяющий праздник БРИКС+ и шире Глобального юга.

Исторические основания для такой интерпретации есть: за исключением Японии и нескольких её марионеточных правительств, почти все страны нынешнего Глобального юга так или иначе входили во Вторую мировую войну в состав антигитлеровской коалиции, даже если их участие оставалось более-менее формальным. На противоположной же стороне де-факто выступала объединённая Европа, а результатом её поражения стал распад европейских колониальных империй.

Если смотреть на события 80-летней давности под таким углом, вполне можно считать их (помимо всего прочего) стартовой точкой эмансипации стран Глобального юга от европейского колониального доминирования.

А значит, и 9 мая в этом контексте становится явлением глобальным, а Парад Победы – одной из значимых площадок для налаживания международных отношений и своеобразным символом мирового порядка, в котором Глобальный юг начинает играть ключевую роль.