Период "слома системы" в ценообразовании на золото
Ранее, писал про три периода в истории ценообразования на золото в XX веке.

Масштаб для графика выбирал специально. Нетрудно видеть, что цена на золото в 90-е вела себя стабильно, находясь, в своем рабочем диапазоне. Чудеса начались сразу после кризиса 2008 года. В качестве способа спасения мировых финансов, был выбран вариант QE (количественное смягчение). Если упростить всю схему QE, то она приводит нас к простой печати и раздаче новых долларов. С переходом к управлению счетами внутри ИТ систем, сама печать превратилась в предоставление «новых долларов» внутри компьютерных систем ФРС, без необходимости нести затраты на печать бумажек. А значит, появился соблазн жать на эту педаль бесконечно.
Что и наблюдалось в данном периоде, первый шок от QE1 привел к взрывному росту цен на золото, затем было QE2 в 2010 году и QE3 в 2012. На графике отчетливо видно, что по завершению заливания рынков деньгами (в 2013 году Бен Бернанке программу свернул), золото немного потеряло в цене, но уже не пробивало цен ниже 2010 года.
Довольно часто встречается тезиз об обратной корреляции между ставками на US Treasury и золотом. Но он является прямым следствием наводнения рынка ликвидностью при снижении ставок (QE), что тянет цены на сырьевые товары вверх. Об этом довольно часто говорят критики фиатных валют, но так как это в основном фрики, тезис теряет медийную привлекательность. Потому критика валют, не обеспеченных золотом — удел маргиналов. Но нам-то с вами все равно, потому глянем в исследование про Gold Constant и обнаружим там ту же зависимость, подтвержденную на исторических данных (хоть их и не так много).

На приведенном выше графике показана цена 1 унции золота и 10-летняя доходность казначейских облигаций с поправкой на инфляцию (TIPS). Реальная процентная ставка определяется как разница между номинальной процентной ставкой и (ожидаемой или фактической) инфляцией. Реальная доходность на приведенном выше графике рассчитывается путем вычитания 10-летнего (ожидаемого) уровня инфляции из 10-Year Treasury Constant Maturity Rate.
Корреляция между реальными процентными ставками и ценой на золото до 2022 года составляет -0,82. Другими словами, когда реальная доходность снижается, золото растет. Эта корреляция объясняет, почему инфляция — лучший друг золота, в то время как повышение ставок — его худший враг.
Возможное объяснение этой связи состоит в том, что рост процентных ставок также означает рост альтернативных затрат на владение золотом. Золото не приносит ни дивидендов, ни купонов. Таким образом, относительно дорого держать его в портфеле, когда реальные процентные ставки высоки. С другой стороны, когда реальная доходность отрицательна, держатели денежных средств и облигаций теряют капитал. В таком сценарии они более склонны покупать золото.
А теперь взглянем на тот же график, но с добавленным периодом после 2022 года.

Период № 4 для себя называю «сломом системы» как раз потому, что, начиная с 2022 года зависимость от ставок на US Dollar из ценообразования на золото исчезла совсем.
До 2022 года золото вело себя как сырьевой товар, которы рос в цене вместе с инфляцией в фиатных валютах (US dollar). С началом СВО началась глобальная перестройка геополитических альянсов, а значит, все сложнее было контролировать цены на сырьевые товары, так как мир разделился на блоки и как ты не накручивай фьючерсами двиежение цен вниз, спрос со стороны мировых ЦБ Глобального Юга на физическое золото, обнуляет все эти усилия.
Золото начало вести себя по-настоящему как защитный актив. Вот только не от инфляции, а от инфляции и геополитических рисков одновременно.